Женя Олейник - украинская журналистка, иллюстратор и культурологиня. Совместно с Gifty создала свою первую коллекцию подарков с легкими и ироничными иллюстрациями. В нее вошли: датированный планировщик на 2020 год «Антипланер» - помощник всех тех, кто устал от дедлайнов и бесконечного множества задач, стикеры «Все горит» в стиле «Антипланера» и оригинальные новогодние открытки, среди которых «Новогодние резолюшинз», «Новогодние обещания" и открытка-раскраска «Антистресс».
Женя, почему ≪Антипланер≫? Как пришла идея создания такого планера?
Антипланер - потому что планер-бунтовщик! Я сама не пользуюсь планировщиками - записываю все в телефоне, на оборотах скетчей (кстати, у меня тоже нет постоянного скетчбука, только какие-то случайные связки офисной бумаги), в сохраненные сообщения в телеграмме, еще куда-то. Возможно, это способ каким-то образом игнорировать реальность, где я требую от себя и делаю гораздо больше, чем могу, и страдаю из-за этого. Мне не хватает навыков грамотного тайм-менеджмента, который бы позволил мне работать в комфортном для меня (то есть медленном) темпе, и напоминаний, что надо уметь вовремя остановиться, чтобы поесть или поспать. Антипланер - это моя попытка решить эту проблему и рисовала я его, прежде всего, для себя.
Как бы ты назвала этот планер одним прилагательным? Какой он?
Человечный, надеюсь.
Для кого он?
Для людей, у которых мало энергии, зато высокие требования к себе.
Почему он так быстро стал таким популярным? В чем секрет?
В котиках, конечно. Все, где есть котики, обречено на успех.
Гореть работой и сгореть на работе - где эта грань?
Могу раздавать скучные советы разве что фрилансерам: посчитать свои производительные часы работы и не работать сверхурочно, планировать отдых, спать не менее 8:00, найти себе хобби, не связанное с работой (да, я сказала «хобби»).
Есть такая популярная фраза: «Преврати свое увлечение в работу и не будешь работать ни одного дня». Ее часто справедливо перефразируют на «Преврати свое увлечение в работу и у тебя никогда не будет выходных, любая критика будет уничтожать твою самооценку и, в конце концов, ты возненавидишь свое дело и себя». Думаю, когда ты больше не можешь вспомнить, почему тебе вообще нравилось заниматься тем, чем ты занимаешься - надо брать длительный отпуск.
Ты училась на культуролога, затем на журналиста, работала на радио, а затем стала иллюстратор. Что стало толчком? Когда почувствовала, что хочешь быть художницей?
Немного не так. Сначала на журналистку - потому что в школе хорошо писала сочинения. Затем на культуролога - потому что в институте начала работать и поняла, что больше всего мне нравится писать о культуре, а без основательной базы это делать тяжело. А потом - на иллюстраторку, потому что поняла, что постоянное общение с людьми меня истощает и нормально зарабатывать на текстах у меня не получится. А рисовала я всегда, просто когда надо было выбирать первую профессию, не пришло в голову, что это какая-то серьезная работа. Joke on me, как говорится.
Какую школу или курсы ты бы посоветовала пройти тому, кто хочет заниматься дизайном?
Я прошла два курса по иллюстрации в Projector и советую эту школу и новичкам, и профессионалам - там очень классные кураторки. Было трудно, потому что я должна была работать фултайм и одновременно учиться. Поэтому я бы советовала подготовить себе хорошую финансовую подушку, чтобы не выбирать между домашкой и подработкой.
Какие муки и радости работы иллюстратор?
Самая большая иллюстраторская мука (и я осознала это лишь недавно) это невозможность отделить свои картинки от себя. Говорят, что ты - это не твоя работа, но для меня это, наверное, никогда не будет полностью так. Когда я делаю какие-то не слишком насыщенные смыслами вещи, мне легче, но я не очень люблю такие задачи.
Какие заказы тебе наиболее интересны?
Мне интересно иллюстрировать сложные темы, тексты или переживания. Как заставить зрителя испытывать сильные эмоции? Задача всегда одна и та же, а вот инструментов - множество. Интересно пытаться найти, что сработает.
Если бы ты создавала книгу и иллюстрации к ней, что бы это была за книга?
Я бы хотела нарисовать графический роман, чтобы не различать рисования и письмо, но пока не уверена, что имею достаточно сказать миру.
Как начинаешь работу? Есть ли любимые материалы, техники, стили?
Схема работы у меня такая (если это иллюстрации к тексту или обложка книги): я читаю текст, записываю ключевые слова и идеи, зарисовываю первые образы, которые возникают. Затем формулирую основную идею иллюстрации и генерирую как можно больше идей для картинки. Важно генерировать в несколько подходов, давая мозгу время отдохнуть и переварить то, что уже придумано. Обычно я рисую на планшете, но эскизы стараюсь делать на бумаге и затем сканировать. Иногда совмещаю какие техники. Мне очень хочется иметь узнаваемый унифицированный стиль, но для каждого нового брифа я будто переизобретаю себя под задачи, которые передо мной стоят.
Кто твои любимые иллюстраторы? За какими мировыми и украинскими иллюстраторами ты следишь? Кто вдохновляет?
Я чувствую конкуренцию среди украинских иллюстраторов, и это классно! Причем она сочетается с большой солидарностью внутри сообщества. Слежу за работами Ани Иваненко и Жени Полосин, Наташи Левицкой, Тани Якуновой. Любимые постоянно меняются. Сейчас, например, в восторге от @vikapica, хочу все рисовать, как она. А вдохновляет меня больше всех, кажется, Сергей Майдуков. Не знаю, почему, но когда я забываю, что рисовать - это очень интересно, мне достаточно просто прочитать любое интервью с ним. У него какой-то невероятный оптимизм относительно профессии, даже когда он говорит о неудачах.
Чего ты ждешь от коллаборации с Гифти?
Для меня это первый опыт создания прикладных вещей, и я даже не представляла, сколько радости это мне принесет. Если блокнот кого утешит ли рассмешит - это супер.
Что для тебя самое важное в подарке?
В подарке самое важное - это ощущение того, что человек, который дарит, тебя действительно знает.
Какая вещь с Гифти тебе импонирует больше всего?
Блокнот о море, пожалуйста.
Коллекцию Жени Олейник можно посмотреть ЗДЕСЬ.