Відповімо на всі Ваші запитання:)


Відповімо на всі Ваші запитання:)

60% ЛЮБОВЬ | 30% МАГИЯ | 10% БЕЗУМСТВО

Интервью Гифти с художницей Яриной Саенко

Поднимаюсь по крутой лестнице под самую крышу пяти-этажного дома возле Оперы. Здесь мастерская художницы Ярины Саенко. Иду к ней с кучей вопросов и подарков Gifty с ее рисунками. Захожу в арт-пространство. Круглый стол, плетеная мебель, на стенах странные картины в разных техниках ... красивые, глубокие, женственные ... но понимаю, что это не она. Ярина отводит меня дальше и объясняет, что это мастерская мамы, а ее - следующая. Очень уютно и спокойно. Все просто, никаких евроремонтов, фактурный потолок, - видно что дом старый, с деревянными перекрытиями. На столе - композиция для натюрморта, мольберты. «Это для учеников,  здесь у меня студия рисования», - опережая вопрос, рассказывает художница. На стенах работы, в которых я узнаю Ярину, ее особенный «почерк»: метафоры, живые лини, которые говорят просто о сложных состояниях и отношениях. На полу - тоже картины. - Только забрала с выставки в "ItsNotthelouvre", - говорит художница, поворачивая их одну за другой лицом. Пьем травяной чай. Рассказываем истории. Я хочу лучше понять чем она дышит, что думает о современном искусстве и чем может удивить.

Итак, Ярина Саенко и ее история.


История Ярины Саенко для Гитфи

Почему ты стала художницей?

У меня почти не было шансов не стать. (Улыбается)Мне повезло. Я родилась в семье художников. Все мои родные - мама, папа, дедушка, тетя, дядя, брат, сестра, кузина - все занимаются творчеством. Конечно, во многом на меня повлияла моя мама (Лидия Борисенко). Она с детства приучила к рисованию. Частично передала образную систему и широту взглядов включая разнообразия техник, так как сама  занимается графикой, живописью, левкасом, батиком, гобеленом, вырезанием, писанками, я сейчас даже не смогу назвать все. Мама с 12 лет изучала символизм в разных религиях - ее всегда привлекала метафоричность. Также более 30 лет она работает с детьми, поэтому преподавание мне передалось так же генетически. Хотя мне до нее еще очень далеко.

Ее сестра, Наталья Борисенко, художница, занимается текстилем. Имеет свою студию «Художественная мастерская» на Подоле. Туда могут прийти люди от 5 до 105 лет)) и получить заряд творчества. Она воспитала несколько поколений художников. Когда у нее училась и я. Также она организатор первого Всеукраинского триеннале по текстилю, происходит раз в три года и всегда собирает полные залы.

История Саенко в интервью Гифти
 

Ты сказала, что отец тоже художник, но я не чувствую его присутствия в вашей мастерской...

Да. Отец, Андрей Саенко, сейчас живет во Львове и непрерывно рисует. Он создает свои абстрактные фантастические миры, возможно понятны не каждому, и меня всегда восхищала его преданность делу и уверенность в том, что он идет правильным путем.

Николай Билык, мой дядя - известный украинский скульптор и преподаватель. Его сын, Назар Билык сейчас очень яркая личность в современной скульптуре. Многие люди знают его скульптуру «Дождь» на пейзажной аллее. Человек с каплей на лице. И его творчество гораздо больше и интереснее. Он постоянно экспериментирует и открывает себя по-новому.

Кузина, Ксения Билык сейчас занимается ткачеством трехметровых гобеленов. Представляешь, какой это титанический труд? Требует столько терпения и последовательности! Такая кропотливая работа совсем не присуща моему поколению, поэтому я уверена, что совсем скоро вы о ней услышите как о новаторе стиля в этой области.

Моя родная сестренка, Саенко Оля, график. В прошлом году она закончила Академию искусств с лучшим дипломом на потоке. И сразу начала работать и участвовать в различных выставках. Сейчас занимается иллюстрацией, дизайном и преподавательской деятельностью.

Но самым серьезным художником в нашей семье всегда будет мой дедушка. Валентин Борисенко был гениальным художником, Народным художником Украины и Лауреатом Шевченковской премии. В своей жизни он сумел совместить творчество, педагогику и руководящие должности. Вы видели памятник Ивану Федорову во Львове? Это его работа. Я могу перечислить еще более 30-ти известных его работ, но стоит ли? Он имел сотни студентов, которые называли его отцом. Он был ректором двух Академий искусств - Львовской и Киевской. Он был выдающейся фигурой, всегда останется таким в моей памяти, хотя я его даже не застала. Умер он за год до моего рождения. Он - наш семейный фундамент, наша основа.

Работы Ярины Саенко украинской художницы
 

Да. Концентрат искусства. Я поражена. Но не кажется ли тебе, что такое семейное арт среду решило все за тебя? Кем бы ты была, если бы не стала художником?

Нет, мне никогда не навязывали мою профессию. Выбирала между художественным направлением и музыкой. Я закончила 10 лет музыкальной школы по классу фортепиано. Выбор в сторону живописи был исключительно моим и я не жалею о нем. Я училась в ГХСШ им. Т.Г Шевченко, а после в НАОМА.

Работа иллюстратора Ярины Саенко

В твоих работах почти нет цвета. Помню твою реакцию на артбук «Море»: я предложила палитру в 4 цвета, и ты попросила ограничиться двумя. Странную просьбу как на живописца.(Смеемся вместе.)

Да, после окончания учебы в Академии я поняла, что долго (20 лет) занималась живописью и хочу попробовать что-то новое. Мои работы преимущественно графические. Я люблю линию. Хотя и экспериментирую. Сейчас покажу.(Начинает выкладывать на пол квадратные доски). Смотри, это как игра в пятнашки. Это левкасы, я делала их к своему проекту «Завтра» в IZOLYATSIA.

Необычная техника рисования от Ярины Саенко в интервью Гифти

Что это за техника?

Загрунтовать специальным образом доски, на которых рисунок вишкрябуеться иглой. Эта композиция экспонировалась на квадратном столе. «Завтра», это о будущем, которое зависит от событий в настоящем. Мы создаем наше ЗАВТРА ежедневно и никто не может сказать, чему быть. Завтра - как отрывок. Оно постоянно движется.

Интересная идея. Расскажи о других твоих выставках.

Был проект «Прикосновение» в Галерее "ХудГраф" в Киеве, "Я линия» в Художественном Барбакан, недавних - «СЛУШАТЬ И СЛЫШАТЬ» в «It's NOT the LOUVR gallery bar. Еще во Львове под названием «Зверю верь», посвященная зверю внутри нас.

А ты какой зверь?

Разные бывают. Чаще всего - что-то кошачье. Пума. Во мне ярко выраженный инстинкт защищать родных мне людей.

Интервью Gifty с Яриной Саенко

Почему ты не во Львове? Я так понимаю, во Львове - часть твоей семьи. Где ты родилась и выросла?

Я родилась в Киеве, хотя все ждали меня во Львове. Это интересная история. Мама была на 8 месяце беременности. Сказала своей маме, что пойдет к соседке, а соседке сказала, что пойдет к маме. А сама решила побыть одна, промедитувать. И тут я решила родиться в Киеве и не жалею об этом. Во Львове я также жила некоторое время, пару лет назад, но мне комфортнее в Киеве. Люблю его пространство.

Какое твое любимое место в Киеве?

Крыша нашего дома. Его для меня открыла младшая сестра. Мы почти каждый день пили там чай. Встречали восхода солнца провожали его вечером. Замечательный было время. Теперь крышу закрыли.

Как рисует сестра? Критикует твои работы?

Мы часто советуемся, но если твое мнение не спрашивают, никто не лезет с критикой. Так у нас принято. Сестра классно рисует. Ищет себя, любит монотипии. У нее была очень хорошая дипломная работа «Социальные маски».

Твои сюжеты - довольно смелые, часто интимные. Как реагируют на них твои близкие?

Я понимаю, о чем ты. Для некоторых они слишком откровенные, но я иначе не вижу смысла что-то создавать. Мама как-то сказала, что я много рассказываю в своих работах. Но она мой первый учитель и она рада, что я нашла свой стиль и свой язык.

Не считаешь что современное искусство убивает академическую школу? Я имею в виду, сейчас не важно ЧЕМ и КАК, важнее ЧТО, идея, форма подачи ...

Мне кажется, что надо иметь школу. В то же время лично для меня важно также что. Если моя работа не имеет метафоры и не вызывает мыслей, вопросов, я считаю ее неудачной. Я и в своей студии больший акцент делаю на том ЧТО рисуем, а не как рисуем. Стараюсь не ограничиваться рамками, хочу чтобы мои ученики рисовали смело, не зацикливались на штампах. А если их это вовлечет - они овладеют и техникой.

Украинская художница Ярина Саенко

Кого ты учишь? Как пришла к преподаванию?

Ко мне приходят и взрослые, и дети. Это приятно, что курсы посещают не только новички, но и достаточно известные иллюстраторы. Каждый курс длится примерно 3 месяца, уже несколько стартов.Вообще история с преподаванием древняя. Еще в 16 лет я работала в саду, проводила для детей занятия по рисованию. Затем преподавала во многих студиях и школах, появлялись частные ученики. Преподавание - это такое же творчество, как и все остальные.

Что вы рисуете на занятиях?

Разное. В средневековье, например, художнику для того чтобы научиться рисовать, нужно было 5 лет только мешать краску на палитре мастера, сейчас - по-другом. Ритм времени задает ритм всему. Рисуем в различных техниках, различными материалами, учимся искать интересные сюжеты, искать метафору и себя в ней. Некоторые ученики называют мои занятия арт-терапией)

Кем ты себя считаешь? Дизайнером, иллюстратором или художником?

Я художник, иллюстрация пришла ко мне случайно.Я иллюстрировала 10 книг, но думаю, сообщество иллюстраторов меня не воспринимает меня как иллюстратора.

Почему?

Я этом не училась. И видимо потому что я и сама себя не считаю иллюстратором, нет такой специализации, не хочу себя этим ограничивать.Меня нельзя назвать и дизайнером, потому дизайнер работает в основном в стиле заказчика, а я работаю в своем стиле и мои заказчики приходят ко мне именно за ним.Я художник. Художник может все.В то же время я уверена в себе как художнике. Для меня быть недовольной своими работами вполне нормально. Именно поэтому я постоянно двигаюсь, чтобы выйти на новый уровень, экспериментирую.

Какие книги ты иллюстрировала?

Дмитрий Лазуткин "Колядки и вальсы", Юрий Матевощук "Метрополь", Дмитрий Лазуткин "Красная книга", Антология украинской молодой поэзии "25 до тридцати", Ирвин Ялом "Лекарство от любви и другие рассказы психотерапевта», Ирвин Ялом "Шопенгауэр как лекарство" , Ирвин Ялом "Лжец на кушетке", Руслан Горовой "Конотоп - Земля Легенд", Рагнар Мьоллерсон "Цель Бесконечность", Анна Энберт "Жизнь с высоты полета", Ирвин Ялом "Когда Ницше плакал", кажется, это все.

Ты сделала уже несколько выставок. Скажи, можно ли там купить твои оригинальные работы? Как дорого? Повторяешь ли ты сюжеты, если тема хорошо идет?

Зависит от формата. Работы можно купить как и за несколько десятков долларов, так и за несколько сотен. К тысячам еще не дошло) И всегда на неединажных правах, тоесть оставляю себе право повторно тиражировать сюжеты.

Рисуя, ты прогнозирует, что публика примет, а что нет?

Я рисую для себя. Вместе с тем это как макияж у девушек. Рисуешься для себя. Но рисовалась если бы никого не было рядом? Если кому-то нравится - это хороший стимул.

Какие твои любимые художники?

Люблю постимпрессионистов, с их взвешенными эмоциями: Эдуарда Вьюара и Пьера Боннара, с сюрреалистов всего Рене Магритта.

Кого из украинских художников можешь выделить?

Я люблю работы Александра Друганова. Он театральный художник, преподавал в Бойчука. Советую посмотреть балет «Перекресток» на музыку Скорика, - там его декорации. Мне нравятся работы художников Бориса Фирцака, Петр Бевза. Также у нас очень много замечательных иллюстраторов. Даже трудно кого-то выделить, много ярких: дуэт "Аграфка", Полина Дорошенко, Анастасия Стефурак. Всех не перечислить.

Как ты думаешь, будут говорить об искусстве 2019 через 50 лет? На каком мы этапе? Куда движемся?

Чтобы оценить время - надо быть после него. 
С 2000 года все такое разношерстное. Есть сплошной направления ... Время экспериментов.
Большое влияние технологии: сенсорные экраны, дополненная реальность, 3D скульптуры, голограммы, - все это дает новые просторы для искусства. Художники будут создавать новые миры, другую реальность. Интерактивность - это отражение эпохи.

Расскажи о своей коллекции в коллаборации с Gifty. О чем говорят твои живые линии? Что ты чувствуешь, держа в руках вещи из твоими принтами? Как ты воспринимаешь то, что мы добавили цвета?

Коллекция Gifty - это нежность. В этой коллекции видно как я и что я чувствую. Мне давно хотелось качественно напечатать сумки и блокноты с моей графикой - Gifty превзошел все мои ожидания.

Ярина Саенко со своей коллекцией товаров для Гифти

Фотограф: Саша Шергина

 

Спасибо, Ярина. И напоследок 5 блиц вопросов.
 

Страна или город, в котором бы ты жила, если бы не Украина

- Рим почти всего на свете »

Музыка, от которой ты кайфуешь

- Four Tet - Unspoken

Книга, которую ты бы хотела иллюстрировать

- Какую я придумаю со своим парнем.

Место, где тебе хорошо.

- В объятиях людей, которых я люблю.


Светлана Грибенюк

 


Читать также: